THE ADVENTURES OF SINBAD
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

THE ADVENTURES OF SINBAD

Волшебный мир Востока полон тайн и приключений...
 
ФорумПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

 

 Арабский Халифат (650-1258)

Перейти вниз 
АвторСообщение
Maeve
Светлая волшебница
Maeve


Сообщения : 168
Репутация : 0
Дата регистрации : 2009-06-27
Возраст : 35

Арабский Халифат (650-1258) Empty
СообщениеТема: Арабский Халифат (650-1258)   Арабский Халифат (650-1258) Icon_minitime1Ср Июл 01, 2009 7:03 pm

После того, как был написан Коран, распространение ислама по Аравийскому полуострову происходило чрезвычайно быстро и уже к 30-м годам VII века привело к созданию единого феодально-теократического арабского государства - Арабского Халифата. Мухаммад и его последователи, "четыре праведных халифа" сосредоточили в своих руках всю религиозную и светскую власть и создали небывалых размеров теократическую державу.

Мухаммад силой меча и красноречия сумел склонить почти все аравийские племена, поклонявшиеся идолам, к принятию ислама. В качестве ниспосланного Богом Пророка он объединил эти племена под своей верховной властью. Но Мухаммад умер, не оставив сыновей и не установив закона преемственности, и вскоре после его кончины (в 632 г.) начались кровавые раздоры. Первым преемником был избран Абу Бекр, который умер спустя два года. Ему наследовал Омар, уверенно правивший народом в продолжение двенадцати лет. После правления Омарова преемника Османа, продолжавшегося до 655 г., верховное руководство перешло к зятю Пророка, Али, к тому из "наследников" Мухаммада, или халифов, который с самого начала имел наибольшие права на верховную власть.
Уже первый из праведных халифов считал священным долгом, согласно предписанию Пророка, силой меча обращать "неверных" в "истинную веру". С этой целью при своем воцарении (около 632 г.) он отправил войска в поход против Персии и, еще не закончив войну в этой стране, начал поход против сирийцев. Привыкшие ко всяким лишениям выносливые сыны пустыни с неслыханной быстротой победили утопавших в неге противников. В своем победоносном шествии они год спустя овладели Иерусалимом, а в следующем году - исстари знаменитыми своим богатством укрепленными городами Алеппо, Антиохией и Кесарией.

Затем арабы вторглись в Египет и овладели Александрией. Все усилия византийцев вернуть назад этот город, бывший главным местом их торговли, рушились перед стойкостью победителей. Известие о падении Александрии насмерть поразило византийского императора. Между тем победители без промедления выступили на северо-запад Африки. Если бы в это время возникшие внутри халифата раздоры по поводу прав наследия не сдержали наступательного движения арабов, то, без сомнения, завоевание всей северной части Африки совершилось бы двадцатью годами ранее. Осман, со своим победоносным войском проникший в самую глубь Африки, занявший остров Родос и обративший в своего данника Кипр, пал от руки убийцы. Наследовавший ему Али стал повелителем государства, занимавшего (не считая Аравии) Персию, Сирию, весь Египет и значительную часть северной части Африки. В VIII веке арабы вторглись на Пиренейский полуостров и завоевали его, но это уже отдельная история (См. "Мавры в Испании").

Али (655 г.), зять Мохаммада, последний из "четырех праведных халифов", был убит в результате "дворцового переворота", после чего Муавия ибн Абу Суфьян из рода Омейядов завладел упраздненным халифатом (661 г.) и провозгласил наследником своего старшего сына Иезида. Таким образом, из государства с выборным правлением образовалась наследственная монархия, а сам Муавия I стал родоначальником династии Омейядов, царствовавшей без перерыва с 661 до 750 г. Позднее Омейядов сменили Аббасиды (750-1258).

До VIII века Арабский Халифат существует в виде единого государства. Сменяются правящие династии, несколько раз переносится столица государства: первоначально (656-661) - это Куфа, во время правления династии Омейядов - Дамаск (Сирия), во время правления Аббасидов - Багдад (специально построенный столичный город в Ираке).

Однако постепенно происходит политический распад Халифата с образованием фактически самостоятельных государств. Первым в 884 г. отделился назначенный халифом наместник в Египте, Ахмед-ибн-Талун, турок по происхождению. Позднее стали отделяться и другие роды, основавшие отдельные династии. Между тем над халифатом сгустились тучи - с запада пришли крестоносцы, посланные Папой Римским Урбаном II отвоевывать у мусульман Священную землю. Иерусалим был взят крестоносцами в 1096 году. Здесь, можно сказать в самом центре земель Халифата, было создано христианское Иерусалимское королевство, которое просуществовало без малого столетие.

И когда мусульманское государство в лице Салах-эд-Дина (Саладина) между 1171 и 1192 годами вновь обрело храброго и удачливого в войнах правителя (в 1187 г. Саладин выбил христиан из Иерусалима), на него надвинулось сокрушительное нашествие монголов. Из степей, простирающихся от китайской и сибирской границ до Каспийского моря, полчища монголов, предводительствуемые диким Чингисханом, подобно потоку лавы разлились по цветущему Хорезму. Они опустошили Хорасан и за несколько лет подчинили себе почти всю Персию.

Все, что до смерти Чингисхана в 1227 году избегло его грозного меча, подверглось жестокому гонению при его ближайших преемниках - Джучи, Джагатае, Угэдэе и Тули. Чуть позже Хулагу-хан завершил завоевание Персидского государства и, завладев Багдадом в 1258 г., навсегда положил конец Халифату.

Что же погубило столь мощное государство? Роскошь.

Свойственные арабам неприхотливость, обусловленная самой природой их страны, и патриархальная простота нравов сохранились еще при первых халифах. Абу Бекр, Омар, Осман и Али протестовали против излишней роскоши с беспощадной строгостью преследовали всякое ее проявление в неразумных размерах. Халифы никаких сокровищ для себя лично не откладывали. Омар, отправляясь на простом верблюде в дальний путь из Медины в Иерусалим для подписания договора, вез с собой только один мех с водой и по мешку муки и фиников. Строго придерживался древней простоты нравов и Осман, который постоянно носил простую одежду и чинил свой суд по старинному обычаю под открытым небом, в то время как в его власти уже находились сокровища Азии, а его войска завоевывали Египет.

Однако войска, разбросанные по разным азиатским провинциям, постепенно стали склоняться к изнеженному быту побежденных ими народов. Прежде всего это происходило в Сирии, где Омар однажды счел нужным наказать за распущенность войска, стоявшие в этой стране (как гласит предание, он приказал отнять у них дорогую шелковую одежду и приказал влачить ее перед ними в пыли).

Но когда Муавия (Омейяд) перенес свою резиденцию в Дамаск, предание стало утрачивать свою силу, и Халифат очутился в центре восточной роскоши. Стекавшиеся в государственную казну сокровища Муавия не стал по примеру прежних халифов употреблять на распространение ислама и новые завоевания. При следующих Омейядах Дамаск стал средоточием всей роскоши Востока.

Еще большее стремление к роскоши обнаружилось при Аббасидах, прежде всего в Багдаде. Огромные богатства, собранные здесь благодаря бережливости Аль-Мансура и оставленные им в наследство своим преемникам, были растрачены за короткий срок. Однако двое из наследников, знаменитый Гарун-аль-Рашид и Мамун, придали особый отпечаток той расточительности, которая до сих пор господствовала при дворе халифов. Заботясь о распространении наук и искусств, они сумели облагородить азиатскую пышность. Благодаря им Багдад не только соединил а себе все проявления роскоши с обаянием восточного радушия и общительности, но сделался центром свободной и серьезной научной деятельности.

Огромные средства тратились не на вооружение и содержание армии, а на строительство прекрасных дворцов и мечетей, украшение их коврами и тканями, на создание украшений и роскошного именного оружия, на переписывание книг и их иллюстрирование. Благодаря этому Арабский Халифат утратил свое политическое значение, распался на части и, в конце концов, погиб. Но благодаря этому он оставил нам в наследство великолепнейшие, неподражаемые произведения искусства и культуры.

Значение Арабского халифата в истории мировой культуры огромно.

Арабские завоеватели в целом довольно толерантно относились к людям, исповедующим другие религии, и быстро усваивали многие элементы культуры покоренных народов.

Классический ислам в принципе не проводит национальных различий, признавая три статуса существования человека: в качестве правоверного (мусульманина), в качестве покровительствуемого (иудеи и христиане в мире ислама, они же — «ахл ал-китаб» — люди Книги, держатели Писания, не подлежащие насильственному обращению в ислам) и в качестве многобожника, непременно подлежащего обращению.

Возникла богатейшая единая арабская культура.
Язык Корана - арабский - стал средством объединения многих народов. На его основе, с привлечением сюжетов персидской, индийской, античной мифологии сложился замечательный всемирно известный сборник арабских сказок - "Тысяча и одна ночь".
Вернуться к началу Перейти вниз
https://advofsinbad.forum2x2.ru
 
Арабский Халифат (650-1258)
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Аббасидов Халифат (багдадский Халифат)

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
THE ADVENTURES OF SINBAD :: Загадочный мир Востока :: Интересные факты-
Перейти: